Канатная подвесная дорога, изобретена в глубокой древности и широко распространена в средних веках, как способ перевозки людей и грузов во всевозможных труднопроходимых местах. Сегодня этот вид транспорта чаще всего используют для перевозки лыжников на заснеженные вершины гор или для совершения обзорных экскурсий. Обычный железнодорожный транспорт не в состоянии подняться в крутую гору, ведь стальные колёса начнут скользить по рельсам, не обеспечивая нужной силы тяги. В таких случаях единственный способ поднять груз наверх — опоясать склоны рельсами таким образом, чтобы угол подъёма не превышал допустимые нормы, однако и это далеко не всегда возможно и к тому же экономически невыгодно — в таких случаях и нужна канатная дорога, когда вагонетки, вагоны или кресла, предназначенные для перевозки пассажиров или грузов, перемещаются в воздухе с помощью стального троса, который тянет их вдоль подвесной дороги благодаря усилиям приводного механизма.
Как устроена канатная дорога
Так как роль движителя отводится специальному тросу, в этом виде транспорта отсутствует проблема скольжения колёс. Другая особенность устройства канатной дороги заключается в том, что в большинстве случаев используется маятниковая схема, при которой движение вагонов начинается одновременно: нижний, влекомый тросом, поднимается вверх, а верхний спускается вниз под действием собственной тяжести. Канатные дороги классифицируются в зависимости от их назначения, конструкции, числа канатов и вида движения. Есть канатные дороги которые осуществляют грузовые перевозки, например, служат для перемещения тяжёлых материалов, перевозка которых другим способом в горных условиях невозможна или очень дорога. Также канатные дороги применяют на больших стройках, при перевозке отходов в отвалы или при разгрузке кораблей. Что касается пассажирских канатных дорог, то, как правило, они перевозят людей в труднодоступные или расположенные на большой высоте места.
Среди основных преимуществ подвесных канатных дорог нужно назвать их большую пропускную способность, регулярность движения и независимость от рельефа, благодаря чему их можно построить почти везде, где это необходимо. Количество и высота стальных или бетонных опор, поддерживающих тяговый и несущий канаты, зависят от высоты подъёма и сложности рельефа местности. На подвесных дорогах с маятниковым движением один конец несущего каната закрепляется на верхней станции, а второй крепится к вагонам, а также к приводному механизму. Известны также одноканатные подвесные дороги с жёстко закреплёнными одно — или двухместными сиденьями с посадкой и высадкой пассажиров на ходу. Есть ещё буксировочные подъёмники с отцепляемыми бугелями.
Первые подвесные дороги
Уже в далёкой древности в Индии, Японии, Бразилии и Новой Зеландии появились первые подвесные дороги. Между двумя опорами неподвижно закреплялся канат, к нему подвешивалось плетёное сиденье, и пассажир с помощью собственных рук перемещался из одного конца маршрута к другому; что касалось транспортировки грузов, подвешенных к канату, то их подтягивал к себе канатом человек, находящийся на другой стороне подвесной дороги. В средневековье на смену мускульной силе рук пришла лебёдка, которая позволяла перемещать с помощью подвесного каната намного более тяжёлые грузы. Однако пока канаты изготавливались из растительных волокон, применение подвесных дорог было ограничено как по весу, так и по расстоянию. И лишь после того, как был создан плетённый из стальной проволоки трос, отличавшийся огромной прочностью, в истории канатных дорог началась новая эпоха.